Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C



ОВАЛ С УГЛАМИ

Всякий, хоть шапочно знакомый с советской поэзией, знаком и с заочным диспутом о преимуществах угла перед овалом.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Да и мы к этому обсуждению не остались равнодушны (даже ссылку в конце привели). На самом же деле, по нашему глубокому и абсолютно верному, как обычно, убеждению, повода для противопоставления этих геометрических фигур нет. Даже наоборот: овалы во многом созданы для углов. Овалы и эллипсы, здесь встретятся и те и те. CDT CL-69C – нечасто встречающаяся разновидность компонентной акустики, в которой мидбасовому звену придана форма, более присущая коаксиалам для задней полки. И это при том, что акустика далеко не проста, а в части, относящейся к кроссоверу – даже вовсе и совсем. Итак, что тут у нас?

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

У нас тут, как нетрудно заметить – каноническое штатное расписание двухполосной компонентной акустики. Мидбас, пищалка с прикладом для установки и выносной кроссовер.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Мидбас был бы до степени смешения похож на любимый народом «блин», если бы не отсутствие в центре диффузора пищалки (а чаще даже – нагромождения пищалок). Целлюлозный диффузор с очень плотной пропиткой лицевой стороны (что делает его похожим на полипропиленовый), плоский и жёсткий центральный колпак.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

При взгляде с тыла: стальная рама с широкими спицами, довольно глухая, магнит с небольшим отверстием вентиляции катушки в центре и, по традиции, изобилием пропаганды вокруг. Аудиофилы, Фанатики, Европа, Калифорния… Большой праздник, короче.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Габариты – в соответствии с типоразмером. При виде отсюда – больше, чем у сабвуфера-восьмёрки…

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Отсюда – меньше, чем у мидбаса-шестёрки.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Пищалка – с мягким куполом диаметром 28 мм, выводы – «хвостик» двужильного провода.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Габариты пищалки довольно типичны, «бочкообразность» — для возможности разворота в обоймах при поиске оптимальной ориентации оси.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Кроссовер, по фирменной традиции – за сеткой. Мы её сейчас, конечно, того…

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Плата фильтров на свободе. Скажите, вам не показалось, что катушек для двухполосного кроссовера как-то многовато? Нам показалось, поэтому была снята принципиальная схема вот этого всего.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

ФНЧ мидбаса прост: фильтр второго порядка с ограничением импеданса. ФВЧ пищалки – не прост отнюдь. На входе – аттенюатор, несложный, но, как позже окажется, работающий корректно и точно. На выходе, перед пищалкой – позистор защиты (он виден на плате). А между ними что? Между ними – очень любопытный фильтр. Без конденсатора 0,47 мкФ (на самом верху схемы) это был бы фильтр 4-го порядка (что тоже, согласимся, не каждый день), с дополнительной же ёмкостью он превращается в знаменитый эллиптический (мы же предупреждали), крутизна спада которого может, в зависимости от сочетания номиналов, достигать очень высоких значений.

Для тех, кто мог что-то пропустить в вихре текущих событий: само название компании CDT означает Controlled Dispersion Technology. Именно факторы дисперсии (углы, углы, тоже обещали) всегда были для них в центре внимания. Какое это имеет отношение к овальным эллиптическим фильтрам? Более чем непосредственное. Существует два подхода к разделению частотных полос. Первый – использовать фильтры низкого порядка, тогда в области совместной работы фазовый сдвиг между головками может оказаться небольшим (а может и не оказаться, там тьма факторов), правда, область совместной работы будет широкой. Второй – применить фильтры высокого порядка, тогда передача эстафеты излучения от НЧ головки к ВЧ произойдёт в пределах узкой полосы частот, и тогда не так важно, каким внутри неё будет этот самый фазовый сдвиг.

CDT с момента основания свои решения строила на втором подходе. Удачными ли оказались решения на этот раз – скоро увидим.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

У динамиков крепкий басовый потенциал, что, впрочем, никакой неожиданностью не стало. Звучание на низких частотах ровное, без «горбов» и провалов. При грамотной подготовке двери результат впечатлит и даже заронит сомнения в неотвратимости установки сабвуфера.

Сразу слышно, что динамики проектировались с умом, с учётом специфики применения в автомобиле. При осевом расположении слушателя верхняя середина слегка выделена, но это вариант скорее гипотетический, при умеренных углах отклонения тональный баланс окончательно приходит в норму, при дальнейшем развороте радикальных изменений тонального баланса, которых мы ожидаем от излучателя с крупным диффузором, удивительным образом не происходит, окраска звучания постепенно и не травмирующим слух образом становится мягче и мягче, пока не достигает приглушенности, но это уже – на совсем серьёзных углах, градусов 60. Заметьте – без «пули» и прочих архитектурных излишеств. У CDT – свои методы.

Тут впору напомнить: у эллиптических диффузоров диаграмма направленности на верхнем краю диапазона расширена в плоскости малой оси. Поэтому ориентация мидбаса в двери оказывает заметное влияние на результат. Наиболее удачный вариант получится при установке динамиков таким образом, чтобы голова слушателя (вместе с ушами, так теперь носят) оказалась в плоскости малой оси. Так и делается в некоторых внедорожниках, где этот типоразмер – штатный: динамик развёрнут в плоскости двери на угол около 45 градусов.

Направленность пищалок на самом верху выражена более отчётливо, при развороте начинает уходить «воздух», чтобы этого не допустить, лучше придать им направление в сторону центра салона. Согласовать уровни позволит аттенюатор, отлично выполняющий свои функции.

ИЗМЕРЕНИЯ

Традиционно производители компонентной акустики параметры головок приводят через раз. Этот раз оказался как раз не раз. Будем добывать сами. Не в первый раз.

Параметры Тиля-Смолла мидбасовой головки
Fs, Гц 59,2
Qts 0,78
Vas, л 16,2
BL, Тм 5,5
Mms, г 25,1
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 87,0

Сочетание резонансной частоты и полной добротности мидбасового излучателя – оптимальное для достижения ровной АЧХ на низких частотах в условиях среднестатистического салона, это когда-то было с блеском доказано в серии теоретических статей «Вспомнить всё». Магнитная система считалась бы мощной, будь это обычная «шестёрка», для 6 х 9 она – средняя. Подвижная система при этом тяжёлая, так что чувствительность мидбаса не поражает воображение, а к ней, понятное дело, конструкторы резисторами подогнали чувствительность пищалки.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Импедансная кривая мидбаса – ожидаемая, у пищалки с резонансной частотой 1685 Гц по измерениям, мощное жидкостное демпфирование. При изменении положения аттенюатора импеданс на входе мудрёного фильтра меняется причудливым образом, в положении максимума импеданс на отдельных участках падает до 3 – 3,5 Ом, что, впрочем, никакой угрозы не несёт.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

ФНЧ мидбаса, благодаря резистору в цепи конденсатора, задаёт небольшой спад выше 500 Гц, окончательно же полоса мидбаса ограничивается на 8 кГц. Немного странно: он там уже должен был бы замолчать без посторонней помощи, это же «лопух», а не 3-дюймовый мидрейндж. Будем разбираться. А ФВЧ пищалки – как предсказывали: крутизна – около 40 дБ/окт. Форма АЧХ по напряжению несколько зависит от положения аттенюатора, позже окажется, что на АЧХ по звуковому давлению это практически не сказывается.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Вот как работает пищалка через свой фильтр по оси в разных положениях аттенюатора. Всё чётко и предсказуемо. Спад на самом верху – традиционный атрибут шёлковых куполов, особенно – увеличенного диаметра.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Чистая пищалка при различных углах излучения. Видно, что где её порезали (на 4,5 – 5 кГц), там и надо было резать. Направленность излучения выражена довольно сильно (опять: диаметр), но спад происходит равномерно, без всплесков или провалов.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Подключаем теперь мидбас через его фильтр, пищалка пусть передохнёт. На оси спад отдачи начинается на 4 кГц, при том, что ФНЧ (мы видели) настроен на 8 кГц. Зачем тогда вообще нужен такой ФНЧ? Для согласования фазовых характеристик излучения в области совместной работы, пусть и узкой, вот зачем. И решена эта задача оказалась блистательно, мы в этом ещё убедимся. А пока отключим фильтр на время.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Просто мидбас. Без ФНЧ. Все АЧХ отличаются, как видите, очень незначительно, стал более заметен восходящий характер кривой между 500 Гц и 3 кГц, и наоборот, стли заметнее подавленные прежде внеполосные излучения выше 8 – 10 кГц. Но это (видите овал со стрелочками слева?) – при развороте динамика в плоскости малой оси. В этом случае направленность действительно выражена похвально слабо. Именно так мы, кстати, крутили динамик и на предыдущем графике, только вам не говорили прежде времени.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Теперь же вращаем овал мидбаса в плоскости большой оси. До 2 кГц – без разницы, а выше – картина удручающая: уже на 30 градусах спад идёт быстрее и кривее, а на 50 – так и вовсе. Углы для овалов – важнейший фактор, правы были поэты…

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Соединяем теперь всё в полную систему и, наученные предыдущими опытами, смотрим, что происходит при различных углах в «хорошей» плоскости (зачем нам теперь другая?). Обратите внимание, насколько безукоризненно стыкуются полосы двух излучателей, не знай вы, где частота раздела, нипочём бы не нашли. При этом под углом 30 градусов мы имеем почти горизонтальную АЧХ до 12 – 15 кГц, при 50 – со спадом, но плавным и аккуратным.

ИСКАЖЕНИЯ

Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м), %
100-300 Гц 1,77
300-1000 Гц 0,81
1-3 кГц 0,84
3-10 кГц 0,57

Ну, скажем так: мировых рекордов не установлено, но всё чинно и пристойно.

МЁД & ДЁГОТЬ

Создать серьёзную компонентную акустику на базе мидбаса-лопуха – это же так просто. Всего-то и надо: сделать фильтры, ювелирно подгоняющие друг к другу не только амплитудные, но и фазовые характеристики, сделать мидбас, способный заменить небольшой сабвуфер на нижних частотах и высококачественную «шестёрку» с фазовыравнивающей «пулей» на средних. Чтобы это удалось, надо крепко полюбить и овалы, и углы и очень хорошо в них разобраться.

Цена вопроса: 7800 руб.


Источник: Журнал «Автозвук»


Акции

Желаете выбрать качественные компоненты и установить их в свой автомобиль? Вам сюда.

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Новости

2018-01-17
Усилители мощности Ural: Ural DB 6.180 V.2, Ural PT 8.120 V.2.

2018-01-17
Сабвуферы Ural: Ural Patriot 12 V.2, Ural Patriot 15 V.2.

2018-01-16
Магнитолы Piopneer: Pioneer AVH-A3100DAB, Pioneer MVH-X580DAB.

2018-01-15
Магнитолы InCar: InCar AHR-7080, InCar AHR-7480.

2018-01-14
Сабвуферы Pioneer: Pioneer TS-WX130DA, Pioneer TS-WX130EA.

2018-01-13
Акустика Kick: Kicx Gorilla Bass GBL65, Kicx Gorilla Bass Mid M1.

2018-01-12
Магнитолы Swat: Swat AHR-5180, Swat CHR-4100, Swat CHR-4220 CityGuide, Swat CHR-4220 Navitel, Swat WX-212UBW, Swat WX-216UBA, Swat WX-218UBW.

2018-01-10
Сабвуфер Ground Zero GZIW 165X-II.

2018-01-09
Акустика Audison: Audison APBMW K4E, Audison APBMW K4M, Audison APBMW X4E, Audison APBMW X4M.

2018-01-09
Сабвуферы Audison: Audison APBMW S8-2, Audison APBMW S8-4.

Почитать

Компания Pioneer празднует юбилей

Компонентная акустика Pioneer TS-Z65CH

Компонентная акустика MTX Audio TX8652

Активный сабвуфер Pioneer

Мультимедийный ресивер Pioneer AVH-Z5000BT

Pioneer DEH-S5000BT

Усилитель Steg K4|02

Новое на форуме

Ребята, всем привет. Большая просьба, посоветуйте в трех полоску н/ч 6.5 что бы играл от объема двери. Машина Киа Сид там очень сложно делать какой-то дополнительный ящик. Играть через проц Helix d . . . . .

всем привет audio system x-80.6 усилок Challenger OPUS SD250FA сабвуфер подключён мостом к саб выходу гейн порядка 65-70% поменял межблочный кабель Alphard R2M2M 4 м с Y коннектороом DAXX R52-2F . . . . .

Добрый вечер форумчане. Вопрос к спецам. Имеется Pioneer DEH-80PRS, акустика Kicker QS60.2, среднечастотники Hertz MP 70.3 PRO. Нужен усилитель под эти компоненты для поканалки. Смотрю на Audio System . . . . .

Привет всем.чтото не нашёл отзывов по BLAM FR 80.кто что знает про них?кроме характиристик конечно.что если ими заменить длс UP-2,5i на середину,а то вроде китай слышал??? мож детальнее звук будет? . . . . .

Всем привет, подскажите хороши ли эти межблоки DAXX R52-50 в замен DAXX R55-50 ибо у них цена уж больно кусается! . . . . .

Добрый день. Какие посоветуете пищалки с номинальной мощностью 80 Вт. под усилитель audio system x80.4d? Morel, ESX или какие другие? . . . . .

Доброго времени суток! Необходим Ваш совет: можно ли спасти сей замечательный саб в данной ситуации и если можно, то какой из способов будет наиболее эффективным? Сабвуфер закрытого типа (без фазо . . . . .

Доброго вечера Всем ценителям а.з Подскажите пож.сильно ли измениться звук в лучшую сторону по замене серединок в трёшке поканалке.сейчас UP-2.5 i, потом 3w2,но сложно у нас найти ещё склоняюсь к Voce . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer AVH-Z5000BT → Поднадоел что-то мне мой Пионер 2014 года. Решил обновиться. Рассматривал варианты китайских головных устройств в свой Т . . . . .

Акустика Morel CDM880 → Установлена в тоурег NF 2014г, под усилитель аудиосистем 170.4 , играют громко четко и прекрасно держат мощность , весь . . . . .

Автомагнитола Pioneer AVH-X5800BT → Магнитола стоит своих денег. Доволен на все 100 % . . . . .

Автомагнитола Alpine CDE-9882Ri → Сколько людей столько и мнений,лично у меня было много магнитол и пионеры были с двд сейчас у меня алпайн 9882 отличный . . . . .

Сабвуфер JBL Stage 1010 v-box vented → Стоит в седане Митсубиши Лансер, качается усилителем Кикс. До этого стоял тоже JBL, но в черном корпусе с оранжевой дыро . . . . .

Автомагнитола InCar CHR-7130 → Магнитола отстой, живет своей непонятной жизнью, навигация - хуже нет, спутники постоянно теряются (сейчас стоит другая . . . . .

Автомагнитола Kenwood DDX4017BTR → Искал девайс с актуальными функциями, считаю нашел удачно. Хотел музыку с инета и с тлф тащить, распробовал, оказалось у . . . . .

Автомагнитола Alpine CDE-110UB → У меня лежат дома алпайн 110. jvc 427. Pioneer 6500 .оставлял себе после продажи машин за хороший звук. Алпайн отл.чисты . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Focal Access 25 A4 в VAZ 2115

Усилитель Mosconi Gladen D2 100.4 DSP в Nissan Qashqai J11

Усилитель Gladen FD 130c2 в Nissan Qashqai J11

Усилитель Audison LRx 3.1k 3-channel в Volkswagen Touareg go 08

Сабвуфер Focal Access BombA BP20 в Skoda Octavia A7